Закон Украины об основах градостроительства
С изменениями от 22.12.2011 Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные принципы градостроительной деятельности в Украине и направлен на формирование полноценной жизненной среды, обеспечение при этом охраны окружающего естественного окружения, рационального природопользования и сохранения культурного наследия. Глава 1 - Общие положения Статья 1. Градостроительства Градостроительство (градостроительная деятельность) - это целенаправленная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, объединений граждан по созданию и поддержанию полноценной жизненной среды, которая включает прогнозирование развития населённых пунктов и территорий, планировку, застройку и иное использование территорий, проектирование, строительство объектов градостроительства, сооружение иных объектов, реконструкцию исторических населённых пунктов при сохранении традиционного характера среды, реставрацию и реабилитацию объектов культурного наследия, создание инженерной и транспортной инфраструктуры. Статья 2. Главные направления градостроительной деятельности Главными направлениями градостроительной деятельности являются: • планирование, застройка и другое использование территорий; • разработка и реализация градостроительной документации и инвестиционных программ развития населенных пунктов и территорий; • определение территорий, выбор, изъятие (выкуп) и предоставление земель для градостроительных нужд; • осуществления архитектурной деятельности; • размещение строительства жилищно-гражданских, производственных и других объектов, формирование градостроительных ансамблей и ландшафтных комплексов, зон отдыха и оздоровления населения; • создание социальной, инженерной и транспортной инфраструктур территорий и населенных пунктов; • создания и ведения градостроительных кадастров населенных пунктов; • защита жизненной и природной среды от вредного воздействия техногенных и социально-бытовых факторов, опасных природных явлений; • сохранение памятников культурного наследия; • развитие национальных и культурных традиций в архитектуре и градостроительстве; • обеспечение высоких архитектурно-планировочных, функциональных и конструктивных качеств объектов градостроительства, формирование и реконструкция градостроительных ансамблей, кварталов, районов и ландшафтных комплексов, зон отдыха и природных лечебных ресурсов; • разработка правовых актов, государственных стандартов, норм и правил, связанных с градостроительством; • контроль за соблюдением градостроительного законодательства; • подготовка кадров для градостроительства, повышения их квалификации; • лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве в порядке, установленном законодательством. Статья 3 исключена на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011. Статья 4 исключена на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011. Статья 5. Основные требования к градостроительной деятельности При осуществлении градостроительной деятельности должны быть обеспечены: • разработка градостроительной документации, проектов конкретных объектов согласно исходным данным на проектирование, с соблюдением государственных стандартов, норм и правил; • размещение и строительство объектов в соответствии с утвержденными в установленном порядке градостроительной документации и проектам этих объектов; • рациональное использование земель и территорий для градостроительных нужд, повышение эффективности застройки и иного использования земельных участков; • охрана культурного наследия, сохранение традиционного характера среды населенных пунктов; • учет государственных и общественных интересов при планировании и застройке территорий; • учет законных интересов и требований собственников или пользователей земельных участков и зданий, которые окружают место строительства; • информирование через средства массовой информации граждан о планах перспективного развития территорий и населённых пунктов, размещения важных градостроительных объектов; • участие граждан, объединений граждан в обсуждении градостроительной документации, проектов отдельных объектов и внесение соответствующих предложений в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации; • защита прав граждан и общественных организаций согласно с законодательством. Статья 6. Законодательство Украины о градостроительстве Законодательство Украины о градостроительстве состоит из Конституции Украины, настоящего Закона, законов Украины "О регулировании градостроительной деятельности", "Об архитектурной деятельности " и других нормативно-правовых актов, которые издаются для их исполнения. Глава 2 - Государственное регулирование в сфере градостроительства Статья 7. Органы, которые осуществляют государственное регулирование в сфере градостроительства Государственное регулирование в сфере градостроительства осуществляется Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Верховной Радой и Советом Министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченными органами по вопросам градостроительства и архитектуры, иными органами в порядке, установленном законодательством. Статья 8. Содержание государственного регулирования в сфере градостроительства Государственное регулирование в сфере градостроительства заключается в: • планировании территорий на общегосударственном, региональном и местном уровнях; • анализе состояния градостроительства, прогнозировании его развития; • подготовке, утверждении и реализации государственных, региональных и местных градостроительных программ, градостроительной документации; • координации взаимодействия субъектов градостроительной и архитектурной деятельности; • предоставлении требований относительно учета государственных интересов при разработке градостроительной документации; • проведении экспертизы градостроительной документации проектов конкретных объектов; • разработке и утверждении государственных стандартов, норм и правил; • контроле за соблюдением законодательства в сфере градостроительства, государственных стандартов и норм, требований исходных данных, утвержденной градостроительной документации и проектов конкретных объектов, рациональным использованием территориальных и материальных ресурсов при проектировании и строительстве; • контроле за соблюдением требований по охране культурного наследия и сохранением традиционного характера среды населенных пунктов; • лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве в порядке, установленном законом. Статья 9. Компетенция Кабинета Министров Украины в сфере градостроительства К компетенции Кабинета Министров Украины в сфере градостроительства относится: • определение порядка осуществления государственного контроля в градостроительстве; • координация деятельности органов исполнительной власти, специально уполномоченных органов по вопросам градостроительства и архитектуры; • обеспечение: o реализации градостроительной политики Украины; o разработки государственных, межгосударственных, важнейших региональных градостроительных программ и проектов; o разработка Генеральной схемы территории Украины, схем планирования отдельных частей территории Украины; o выполнение фундаментальных и приоритетных научно-исследовательских работ по вопросам градостроительства, сохранения традиционного характера среды населенных пунктов и научно-реставрационных работ; • определение порядка: o разработки и утверждения государственных стандартов, норм и правил в сфере градостроительства; o лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве; o установление порядка проведения экспертизы градостроительной документации проектов конкретных объектов; • установление порядка предоставления исходных данных для проектирования объектов градостроительства. Кабинет Министров Украины решает и другие вопросы в области градостроительства в соответствии с законодательством. Статья 10. Компетенция Автономной Республики Крым в сфере градостроительства К компетенции Автономной Республики Крым в сфере градостроительства относится: • обеспечение реализации государственной политики в сфере градостроительства на территории Автономной Республики Крым в пределах, определенных законодательством Украины; • обеспечение разработки схемы планирования территории Автономной Республики Крым и ее отдельных частей; • образование специально уполномоченных органов по вопросам градостроительства и архитектуры, руководство их деятельностью; • Абзац пятый части первой статьи 10 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011. • организация разработки и проведения экспертизы, утверждения и реализация республиканских градостроительных программ, проектов строящихся за счет бюджета Автономной Республики Крым; • определение территорий, изъятие (выкуп) и предоставление земель для градостроительных нужд; • лицензирования специальных видов работ в проектировании и строительстве в порядке, установленном законодательством; • организация научно-исследовательских и других специальных видов работ по комплексному развитию территории республики; • осуществление государственного контроля в сфере градостроительства; • организация проведения работ, связанных с принятием в эксплуатацию законченных строительством объектов в порядке, установленном законодательством; • организация охраны, реставрации и использования памятников архитектуры и градостроительства; • установление и изменение границ населенных пунктов в соответствии с законодательством относительно комплексного развития территории республики; • учет интересов соответствующих территориальных обществ при решении вопросов планирования территорий на региональном уровне. Автономная Республика Крым решает и другие вопросы в области градостроительства, определенные законом. Статья 11. Компетенция областных и районных советов в сфере градостроительства К компетенции областных и районных советов в сфере градостроительства на их территории относится: • определение территорий, изъятие (выкуп) и предоставление земель для градостроительных потребностей в соответствии с законодательством; • обеспечение разработки и утверждения схем планирования территорий, градостроительных программ соответственно области или района; • Абзац пятый части первой статьи 11 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011. • установление и изменение границ населенных пунктов. К компетенции областного совета относится утверждение соответствующей градостроительной документации. Областные и районные советы решают и другие вопросы в области градостроительства в соответствии с законодательством. Статья 12. Компетенция сельских, поселковых, городских советов и их исполнительных органов в сфере градостроительства К компетенции сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства на соответствующей территории относится утверждение в соответствии с законодательством местных программ, генеральных планов соответствующих населенных пунктов, планов зонирования территорий, а за отсутствия утвержденных в установленном законом порядке планов зонирование территории - детальных планов территорий. Кроме полномочий, указанных в части первой настоящей статьи, соответствующий местный совет образует в составе исполнительного комитета совета орган по вопросам градостроительства и архитектуры. Местные советы решают другие вопросы в сфере градостроительства в соответствии с законом, а также могут делегировать решение вопросов, которые принадлежат к их компетенции, своим исполнительным органам или соответствующим местным государственным администрациям. К компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства относятся: • утверждения детальных планов территорий при наличии утвержденных в установленном законом порядке планов зонирования территории; • определение территорий для градостроительных нужд; • внесение предложений об установлении и изменении границ населенных пунктов в соответствии с законом. Статья 13. Компетенция местных государственных администраций в сфере градостроительства К компетенции местных государственных администраций в сфере градостроительства относится принятие решений о: • реализации государственной политики в сфере градостроительства на соответствующей территории; • планирование территорий на соответствующем уровне; • подготовки предложений к программам социально-экономического развития соответствующей территории; • формирование специально уполномоченных органов по вопросам градостроительства и архитектуры, руководство их деятельностью; • информирование населения о планах размещения важнейших градостроительных, промышленных, энергетических и транспортных комплексов; • обеспечение охраны культурного наследия; • мониторинга застройки и другого использования территорий. К компетенции областной государственной администрации относится принятие решений о: • содействие согласованию интересов территориальных общин в случае возникновения разногласий при решении вопросов планирования территорий на соответствующем уровне; • организации разработки и представление на утверждение соответствующих советов областных градостроительных программ, схем планирования территории области; • рассмотрения предложений по установлению и изменению границ сел, поселков и подготовка заключений об их утверждении; • Абзац пятый части второй статьи 13 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011. • участия в проведении денежной оценки земель государственной собственности в населенных пунктах на территории области (кроме городов областного значения); • организации подготовки комплексных выводов относительно инвестиционных градостроительных программ; • организации экспертизы градостроительной документации для территорий и населённых пунктов области (кроме городов Киева, Севастополя и областных центров) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины; • осуществления государственного контроля за соблюдением градостроительного законодательства, утвержденной градостроительной документации при планировке и застройке соответствующих территорий и в случае выявления нарушений — остановки такого строительства в порядке, установленном законом; • осуществления делегированных полномочий местных советов, связанных с принятием в эксплуатацию законченных строительством объектов, в порядке, установленном законодательством. К компетенции Киевской и Севастопольской городских государственных администраций принадлежат также организация разработки и экспертизы градостроительной документации, подготовка ее к утверждения, кроме случаев, предусмотренных законами. Местные государственные администрации решают и другие вопросы в сфере градостроительной деятельности, определенные законом. Статья 14. Компетенция исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства К компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства относятся: • определение территории для градостроительных нужд согласно решением соответствующего совета; • установление в пределах своих полномочий на соответствующей территории режима использования и застройки земель, на которых предусмотрена перспективная градостроительная деятельность; • предоставление в соответствии с законом градостроительных условий и ограничений застройки земельных участков; • обеспечение в установленном законодательством порядке разработки и представление на утверждение соответствующих советов местных градостроительных программ, генеральных планов, детальных планов, планов красных линий; • проведение работ по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов в порядке, установленном законодательством; • организация охраны культурного наследия; • организация работ, связанных с созданием и ведением градостроительного кадастра населенных пунктов; • обеспечение в установленном законом порядке государственного контроля за соблюдением законодательства, утвержденной градостроительной документации при планировании и застройке соответствующих территорий; • остановка в случаях, предусмотренных законом, строительства, проводится с нарушением градостроительной документации и проектов отдельных объектов, а также может причинить вред окружающей природной среде; • осуществление контроля за обеспечением надежности и безопасности эксплуатации зданий и сооружений независимо от формы собственности в районах, которые испытают влияние опасных природных и техногенных явлений и процессов. Часть вторая статьи 14 исключена на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011. Исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов решают и другие вопросы градостроительной деятельности, определенные законом. Статья 15. Компетенция специально уполномоченных органов в сфере градостроительства Компетенция центрального специально уполномоченного органа по вопросам градостроительства и архитектуры определяется положением, которое утверждается в соответствии с Законом. Компетенция специально уполномоченного органа по вопросам градостроительства и архитектуры Автономной Республики Крым определяется положением, которое утверждается Советом министров Автономной Республики Крым. Компетенция специально уполномоченных органов по вопросам градостроительства и архитектуры местных государственных администраций определяется местными государственными администрациями на основе типовых положений, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины. Компетенция специально уполномоченных органов градостроительства и архитектуры исполнительных органов городских советов городов областного значения определяется соответствующими исполнительными органами советов. Отдельные функции органов по вопросам градостроительства и архитектуры определяются законодательством. Глава 3 - Строительные нормы, государственные стандарты, нормы и правила в сфере градостроительства. Градостроительная документация Статья 16. Строительные нормы, государственные стандарты, нормы и правила Строительные нормы, государственные стандарты, нормы и правила устанавливают комплекс качественных и количественных показателей и требований, которые регламентируют разработку и реализацию градостроительной документации, проектов конкретных объектов с учётом социальных, природно-климатических, гидрогеологических, экологических и иных условий и направлены на обеспечения формирования полноценной жизненной среды и наилучших условий жизнедеятельности человека. Строительные нормы, государственные стандарты, нормы и правила относительно планировки, застройки и иного использования территорий, проектирования и строительства объектов градостроительства разрабатываются и утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры, иными центральными органами исполнительной власти в порядке, определённом законом. Финансирование работ по разработке строительных норм, государственных стандартов, норм и правил осуществляется за счет средств Государственный бюджет Украины. Статья 17. Градостроительная документация Градостроительная документация - утвержденные текстовые и графические материалы, которыми регулируется планирование, застройка и другое использования территорий. Градостроительная документация является основой для: • решение вопросов рационального использования территорий, регулирования расселения; • подготовки обоснованных предложений относительно установления и изменения границ населённых пунктов; • подготовки исходных данных для разработки землеустроительной документации; • решение вопросов по размещению и проектированию нового строительства, осуществления реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов градостроительства и благоустройства территорий; • решение вопросов об изъятии (выкупе), передачи (предоставления) земельных участков в собственность или пользование граждан и юридических лиц. Разработка градостроительной документации осуществляется проектными организациями, другими юридическими лицами, имеющими лицензии на выполнение соответствующих работ, которые выдаются в порядке, установленном законодательством. Виды, состав, порядок разработки и утверждения градостроительной документации определяются законодательством. Порядок проведения экспертизы градостроительной документации определяется Кабинетом Министров Украины. Изменения в градостроительную документацию вносятся решением органа, который утвердил градостроительную документацию, по предоставлению соответствующего специально уполномоченного органа по вопросам градостроительства и архитектуры. Статья 18. Реализация градостроительной документации Реализация градостроительной документации состоит во внедрении решений соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления при планировке соответствующих территорий, комплексной застройке и реконструкции населённых пунктов, проектировании и строительстве объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, систем транспортного и инженерного обеспечения, упорядочении и благоустройстве территорий. Часть вторая статьи 18 исключен на основании Закона N 509-VI от 16.09.2008. Часть третья статьи 18 исключен на основании Закона N 509-VI от 16.09.2008. Статья 19. Обеспечение стабильного развития населенных пунктов и экологической безопасности территорий при осуществлении планирования и застройки территорий При разработке и реализации градостроительной документации субъекты градостроительной деятельности обязаны придерживаться основных задач и мероприятий по обеспечению постоянного развития населённых пунктов и экологической безопасности территорий. Постоянное развитие населённых пунктов предусматривает социально, экономически и экологически сбалансированное их развитие, направленное на создание экономического потенциала, полноценной жизненной среды для современного и последующих поколений на основе рационального использования ресурсов, технологического переоснащения и реструктуризации предприятий, усовершенствования социальной, производственной, транспортной, коммуникационно-информационной, инженерной инфраструктуры. Экологическая безопасность территорий предусматривает соблюдение установленных природоохранным законодательством требований относительно охраны окружающей природной среды, сохранения и рационального использования природных ресурсов, санитарно-гигиенических требований относительно здравоохранения человека, осуществление мероприятий для нейтрализации, утилизации, уничтожения или переработки всех вредных веществ и отходов. Глава 4 - Земельные отношения в градостроительстве. Градостроительный кадастр населенных пунктов Статья 20. Регулирование земельных отношений в градостроительстве Регулирование земельных отношений в градостроительстве осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Статья 21. Определение территорий и использование земель для градостроительных нужд Определение территорий и выбор земель для градостроительных нужд осуществляется в соответствии с утверждённой градостроительной документацией с учётом планов земельно-хозяйственного устройства. Земли, определённые для перспективного развития населённых пунктов, сооружения конкретных объектов, до времени их изъятия (выкупа) и предоставления для градостроительных нужд используются собственниками земли, землепользователями в соответствии с земельным законодательством. Территориальные общины в лице сельских, поселковых, городских советов пользуются преимущественным правом выкупа земель, домов и сооружений для градостроительных нужд, определённых градостроительной документацией для общественных нужд. Часть четвертая статьи 21 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011. Определение территорий для градостроительных нужд осуществляются по согласованию специально уполномоченных органов по вопросам градостроительства и архитектуры. Статья 22 исключена на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011. Статья 23 исключена на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011. Глава 5 - Государственный контроль в сфере градостроительства. ответственность за нарушение градостроительного законодательства Статья 24. Государственный контроль в сфере градостроительства Государственный контроль в сфере градостроительства осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими специально уполномоченными на это государственными органами. Порядок осуществления государственного контроля в сфере градостроительства определяется законодательством. Статья 25. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства Лица, виновные в: • несоблюдении государственных стандартов, норм и правил при проектировании и строительстве; • проектировании объектов с нарушением утвержденной в установленном порядке градостроительной документации; • выполнении строительных или реставрационных работ без разрешения и утвержденного в установленном порядке проекта или с отклонением от него; • самовольном изменении архитектурного вида сооружения в процессе эксплуатации; • несоблюдении экологических и санитарно-гигиенических требований, установленных законодательством при проектировании, размещении и строительстве объектов; • принятии в эксплуатацию объектов, возведенных с нарушением законодательства, государственных стандартов, норм и правил; • предоставлении информации, не соответствует действительности, об условиях проектирования и строительства или в необоснованном отказе предоставить такую информацию, - несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Законодательными актами может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений градостроительного законодательства. Статья 26. Разрешение споров по вопросам градостроительства Споры по вопросам градостроительства решаются советами в пределах их полномочий, а также судом в соответствии с законодательством. Глава 6 - Международные отношения в сфере градостроительства Статья 27. Международное сотрудничество в области градостроительства Украина участвует в международном сотрудничестве по вопросам градостроительства в соответствии с законодательством Украины. Статья 28. Международные договора Если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о градостроительстве, то применяются правила международного договора. Президент Украины Л. КРАВЧУК г. Киев, 16 ноября 1992 N 2780-XII | |
Категория: ЗАКОНЫ | Просмотров: 1442 | | |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.